Приветствуем Вас, Гость! Регистрация RSS
Четверг, 23.11.2017
I. КАКИМИ ДЕЛАМИ ЗАНИМАЕТСЯ СУД?

1. Европейский суд по правам человека является международной организацией, которая при определенных обстоятельствах может принимать к рассмотрению жалобы лиц, полагающих, что их права, гарантированные Европейской Конвенцией по правам человека, были нарушены. Указанная Конвенция представляет собой международный договор, в силу которого большинство государств Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основных прав. Охраняемые права изложены непосредственно в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах № 1, 4, 6 и 7, ратифицированных только некоторыми из Государств. Вам необходимо ознакомиться с приложенным текстом указанных документов и с оговорками к ним.

2. Если Вы полагаете, что Вы лично и непосредственно являетесь жертвой нарушения одного или более основных прав со стороны какого-либо из государств-членов Совета Европы, Вы можете обратиться за защитой в Суд.

3. Суд вправе рассматривать только жалобы на нарушения одного или нескольких прав, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней. Суд не является вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным инстанциям и не уполномочен отменять либо изменять их решения. Равным образом Суд не может от Вашего имени напрямую вмешиваться в деятельность властного органа, на действия которого Вы жалуетесь.

Хотя Европейский суд по правам человека не вправе отменять решения судебных или иных органов государственной власти Украины (или любой другой страны), если Ваша жалоба на нарушение Ваших прав будет удовлетворена, то государство-ответчик обязано принять все меры к устранению нарушения этих прав. Также Вы имеете право на получение справедливой компенсации за физический и моральный ущерб, который Вы претерпели в результате нарушения Ваших прав и на возмещение судебных издержек. Однако учтите, что размеры таких компенсаций обычно весьма умеренны.

Кроме того, Суд приветствует, если истец и государство-ответчик приходят на любой стадии процесса к мировому соглашению. В таком случае стороны сами могут договориться о справедливом разрешении дела. Украина, как и любое государство-член Совета Европы, крайне заинтересована в том, чтобы как можно меньше дел доходило до рассмотрения в Суде и подрывало авторитет страны. В министерстве юстиции существует специальный отдел по надзору за соблюдением в Украине Европейской Конвенции по правам человека. В случае, если власти видят реальную возможность своего проигрыша в возможном судебном процессе, они с большей готовностью идут на урегулирование Ваших претензий мирным путем. Вступившее в силу решение Европейского суда по правам человека также может быть основанием для пересмотра дела в национальном суде.

Решения Суда являются прецедентными, т.е. должны в обязательном порядке учитываться при рассмотрении дальнейших дел в Европейском суде по правам человека, а также и в судах стран, ратифицировавших Конвенцию. Вы можете использовать решения Суда при отстаивании своих прав в судебных и иных государственных органах Украины. Если Суд находит, что какой-либо из законов или подзаконных актов страны-ответчика противоречит Европейской Конвенции по правам человека, то правительство этого государства обязано принять все меры к тому, чтобы привести соответствующие положения в соответствие с Конвенцией. Комитет Министров Совета Европы следит за исполнением решений Суда. Еще не было случаев, чтобы государство-ответчик отказалось выполнять эти решения.

4. Жалобы, которые Суд вправе рассматривать, должны быть направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию или соответствующие Протоколы, а также относящиеся к событиям, имевшим место после определенной даты. Эта дата зависит от того, против какого именно государства направлена жалоба, а также от того, касается ли жалоба нарушения прав, изложенных в Конвенции или в одном из Протоколов.

5. Предметом жалоб, направляемых в Суд, должны быть события, за которые несет ответственность государственная власть (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и проч.) одного из государств-членов СЕ. Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организаций.

6. Согласно положениям пункта I статьи 35 Конвенции Суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные эффективные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения. Суд не сможет принять к рассмотрению жалобы, не удовлетворяющие данным требованиям приемлемости.

7. По этой причине является крайне важным то обстоятельство, что перед обращением в Суд, Вами были задействованы все судебные инстанции соответствующего государства, с помощью которых представлялось возможным устранить нарушение Ваших прав. В противном случае Вы должны будете доказать, что такие средства защиты были бы неэффективными. Это означает, что Вам надлежит сперва обратиться в национальные суды, вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. При этом необходимо заявить национальным судебным органам хотя бы по существу те жалобы, которые Вы в дальнейшем намереваетесь направить в Суд.

В этой связи следует особо отметить, что юриспруденцией Суда не рассматривается в качестве эффективного средства правовой защиты процедура пересмотра в порядке надзора судебных решений, вступивших в законную силу. Какие конкретно судебные инстанции Вам следует пройти до момента обращения в Суд, зависит от конкретной страны и устанавливается практикой Суда. До начала судебной реформы в Украине обязательными к прохождению инстанциями по гражданским и уголовным делам считались районный и областной суды (т.е. суды первой инстанции и апелляции). С началом судебной реформы положение изменилось и, хотя эта практика еще не может считаться окончательно устоявшейся, для гражданских и уголовных судебных дел, решения по которым были приняты уже по новой судебной системе, обращаться в Европейский суд стоит только после получения решения Верховного суда Украины. Для хозяйственных дел следует пройти местный и Высший хозяйственные суды.

8. При обращении за защитой на внутригосударственном уровне Вами должны быть соблюдены национальные процедурные правила, включая сроки исковой давности. Если, например, Ваша кассационная жалоба отвергается по причине пропуска срока на обжалование, или по причине несоблюдения правил подведомственности, или ввиду нарушения соответствующих процедур, Суд не сможет принять Ваше дело к рассмотрению.

9. Однако, если объектом Вашей жалобы является какое-либо судебное решение, например приговор, Вам необязательно предпринимать попытки возбудить процедуру пересмотра дела после прохождения обычной судебной процедуры обжалования. Равным образом от Вас не требуется обращения к несудебным процедурам, подачи прошений о помиловании или амнистии. Петиции (к парламенту, главе государства или правительства, министру или уполномоченному по правам человека) не входят в перечень эффективных средств правовой защиты, к которым Вы обязаны прибегнуть.

10. Для обращения в Суд Вы располагаете периодом в шесть месяцев с момента вынесения решения высшим компетентным органом государственной власти или судом. Шестимесячный срок отсчитывается с момента получения Вами или Вашим адвокатом окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования, а не с момента последующих отказов возобновить разбирательство по Вашему делу, либо отказа в помиловании, применении акта амнистии и иных действий несудебного характера.

11. Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, ясно обозначающего - хотя бы даже в краткой форме - предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока.